Учебная программа «Общество и социология в Китае». Автор: Грачиков Е.Н.

Программа полностью базируется на оригинальных китайских источниках, большая часть из которых не переведена на русский язык. В первую очередь это исследования постоянного проректора Дипломатической академии Китая, секретаря парткома КПК академии Цинь Яцина, директора Института международных отношений Университета Цинхуа Янь Сюетуна и профессора Института философии Академии общественных наук Китая Чжао Тиняна, которые, каждый по своему, концептуализируют китайскую теорию международных отношений. Методологическим основой в понимании основ внешней политики  и международных отношений Китая стала работа известного социолога Фэй Сяотуна (1910-2005) «Сельский Китай» (1947), который ввел понятие chaxu geju «ассоциации различных типов» в качестве организационного принципа китайского общества, которое он охарактеризовал как эгоцентричное и пространство сетей. Философ Чжао Тинян в «Системе «Тянься»: введение в философию мировой организации» (2005) представил свое видение будущей мировой системы, а в статье «Китайская мечта» под вопросом» (2014) для осмысления векового китайского пути модернизации впервые ввел понятие «методологического Китая».  

 1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: подготовка обучающегося к самостоятельному ведению и организации научно-исследовательской, экспертно-аналитической, политико-управленческой, консультативной, коммуникативной и педагогической деятельности в сфере международных отношений и мировой политики Китая.

Задачи:

освоение новейших тенденций в развитии теоретических подходов, концепций и экспертно-аналитического знания в сфере исследования международных отношений и мировой политики Китая;

изучение инновационных методов и методик исследования международных отношений и мировой политики Китая, овладение практическими навыками их применения и разработки оригинальных методологических подходов;

анализ наиболее актуальных проблем развития международной системы и трансформаций миропорядка, новейших международно-политических процессов и тенденций современных международных отношений и мировой политики Китая;

освоение навыков международно-политического регулирования и стратегического менеджмента в международной и транснациональной среде Китая;

овладение навыками прикладного анализа и прогнозирования, экспертизы и консалтинга в международных отношениях и мировой политике Китая.

 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б-ПД Профессиональный цикл.

При освоении данной дисциплины необходимо:

обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук;  владение основами методологии научного познания, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);

владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-3);

владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-4);

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения[1]; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (ИК-2)

владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);

способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (ИК-4);

владение организационно-управленческими и проектными навыками в профессиональной и социальной деятельности, в научно-исследовательской, экспертной, аналитической, консалтинговой, коммуникативной и педагогической сферах (ИК-9);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области сравнительной политологии, мировой политики и международных отношений, политической глобалистики (ПК-7);

владение методами современной политической науки и навыками их применения в политологических исследованиях (ПК-9);

владение методиками прикладных политических исследований, включая полевые исследования; владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа первичной политической информации; умение проводить экспертные опросы и интерпретировать их результаты (ПК-10);

способность к профессиональному составлению и оформлению научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статьей проектов научно-исследовательских разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-13);

владение методиками политологического, политико-психологического и социологического анализа, подготовки информационно-аналитического материала и проектов аналитических разработок (ПК-14);

владение навыками политической экспертизы, политической диагностики, умение самостоятельно осуществлять проекты по описанию, анализу и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций в России, российских регионах, зарубежных странах, готовность участвовать в публичной экспертной деятельности (ПК-15);

владение навыками анализа политических и политологических текстов, способность анализировать фактическую информацию (в том числе представленную в количественной форме) в соответствии с поставленными задачами (ПК-16);

способность к профессиональной деятельности и осуществлению управленческих процессов в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления,  корпоративных структурах (ПК-17);

 2.1 Дисциплины, на которые опирается данная дисциплина

Философия: политическая, социальная.

Иностранный язык.

Современное естествознание.

Информатика и математика. Компьютерные методы политических исследований.

История социально-политических учений: теория, методология, прикладной анализ.

Теория политики. Социологические теории. Методология политической и социологической науки.

Политическая и социальная психология.

Теории и методы анализа внешней политики.

Теории международных отношений.

Международные отношения и мировая политика.

 2.2 Дисциплины, которые опираются на данную дисциплину

Сравнительная политология: современные проблемы и направления исследований.

Политический анализ и прогнозирование. Моделирование политических процессов.

Современные теории политической власти.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с УОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) универсальных (ОНК, ИК, СК):

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

способность и готовность к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности (СК-5);

способность влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении (СК- 6);

способность и готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (СК-7).

 б) профессиональных (ПК):

владение навыками самостоятельного планирования и разработки программ научных исследований политических процессов и отношений (ПК-1);

способность к формулированию исследовательских гипотез и моделей с опорой на теоретический фундамент современной политической науки, их тестированию на основе эмпирического материала с использованием специализированных баз научных данных (ПК-11);

способность к самостоятельному выявлению актуальных научных проблем политологии, разработке методологического инструментария политологического исследования применительно к конкретному объекту изучения (ПК-12);

способность к разработке политико-управленческих технологий, проектирования организационных структур в сфере политики, владение основами институционального инжиниринга (ПК-19);

способность к разработке рекомендаций стратегического и тактического характера в сфере общественно-политической деятельности для политических деятелей, партий, органов власти, средств массовой информации и экономических субъектов, готовность оказывать им консультационные услуги и осуществлять аналитическое сопровождение (ПК-20).

способность к осуществлению политико-коммуникативной деятельности, навыки работы с различными аудиториями и группами общественности, создания публицистических текстов по политической тематике (ПК-24);

владение методиками политического позиционирования бизнеструктур, средств массовой информации и других участников политического процесса (ПК-25);

способность осуществлять публично-дипломатические и информационные кампании в международной и транснациональной среде (ПК-27).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: современные тенденции в развитии теоретических подходов к исследованию международных отношений и мировой политики в КНР, ведущие национальные, западные и китайские научные школы в изучении международной политики.

Уметь: применять современные методы исследования к решению наиболее актуальных теоретических и прикладных проблем международных отношений и мировой политики КНР, разрабатывать собственные методологические подходы и формат исследований, анализировать новейшие тенденции, особенно возрастающую роль КНР, в глобальной политике, организовывать управленческие процессы взаимодействия РФ и КНР в международной и транснациональной среде.

Владеть: методами исследования и методиками прикладного анализа международных отношений и мировой политики КНР, навыками анализа наиболее актуальных проблем глобальной и региональной политики КНР, навыками управления и стратегического планирования в международной политической и социальной среде, прогнозирования развития российско-китайских отношений.

Приобрести опыт деятельности в научном исследовании и прикладном анализе актуальных проблем международных отношений КНР, главных трендов мировой политики и усилении роли КНР на глобальное управление, анализе и систематизации разработок ведущих экспертно-аналитических центров КНР в сфере международной политики, подготовке научно-аналитических и публицистических материалов по насущным проблемам мировой политики, международных отношений и внешней политике Китая.

 

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

 4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

Китайское общество: концептуальные представления

Западные концепции: «Бюрократическое» общество. Макс Вебер. «Конфуцианство и даосизм», 1915 («Хозяйственная этика мировых религий»). «Гидравлическое»  общество. Карл Виттфогель. “Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти” (1957). Китайские концепции: «Общество с этической доминантой». Лян Шумин. «Основы китайской культуры» (1949). «Ассоциации различных типов». Фэй Сяотун. «Сельский Китай» (1947).

ДЗ
Генезис китайского государства

Этапы и характеристики развития:

1. Политическая раздробленность пространства Центральной равнины; «золотой век» китайской цивилизации (7 – 3 век до н.э.): зарождение этико-политич. учений, стратегий и стратагем.

2. Имперский период (221 в. до н.э. – 1911 г.). Китайское мироощущение: центр — периферия, китайцы — варвары.

3. Республиканский период: Китайская Республика (1911-1949), Китайская Народная Республика (1949-н/вр.). Поиск путей модернизации.

ДЗ
Китай и мировая система Китай как центр мирового порядка Восточной Азии (221 век до н.э. – 1840 г.).Полуколониальный статус Китая, «сто лет унижений» (1840 — 1949).Независимый актор в международной системе (1949 — 1971).Борьба с вызовами за признание социально-политического устройства Китая и включение в международные структуры (1971 — 2001).Китай как центр нового формирующегося глобального мирового порядка (2001 – н/вр.).

 

ДЗ
Трансформация идентичности Китая в мировой политике История формирования международной идентичности Китая. Индивидуальная идентичность великой империи (221 в. до н.э. — 1840). Идентичность слабой страны (1840-1978). Коллективная идентичность глобальной державы (1978-н./вр.). ДЗК
Международные отношения Китая: институализация дисциплины Этапы становления дисциплины международных отношений в Китае. Историческая парадигма в исследованиях международных отношений Китая. Политико-социологическая парадигма в китайских исследованиях международных отношений.  
Международные отношения Китая: генезис дипломатических стратегий Внешняя политика Китая и ее периодизация. Первый период, 1949 г. – конец 50-х г., стратегия «держаться одной стороны» (союз с СССР). Второй, конец 50-х г. – конец 60-х г., стратегии борьбы «против империализма и против ревизионизма», т.е. против США и СССР. Третий, 1971 – 1978, «стратегия одной стороны, одной линии» — установление стратегических отношений с США. Четвертый, 1978 – 1988, новая дипломатия «мира и развития». Пятый, 1989 – 1994, международная изоляция Китая, вызванная жестким подавлением студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Шестой, 1994-2001, стратегия «выхода за рубеж», «активная дипломатия», одновременно, 1996 – 2006, дипломатия «партнерских отношений». Седьмой, 2007 г. – наст. время, политика глобальной державы. ДЗ
Китайские концепции международных отношений «Мировость» и «международность» в древних китайских представлениях. Главные проблемы китайской теории международных отношений. Неореализм Янь Сюетуна. Неоконструктивизм Цинь Яцина. Утопизм системы «Тянься» Чжао Тиняна. ДЗР
Китай в современной системе международных отношений: мировой полюс силы и глобальный регулятор Формирование собственного глобального политического пространства: ШОС, БРИКС, ассоциации КНР с Африкой, Латинской Америкой, АСЕАН +1. Формирование собственного глобального экономического пространства: зоны свободной торговли более чем с 20 странами, участие в новых банках ШОС и БРИКС в качестве главного донора.СЩА – главный геополитический партнер и противник Китая. ДЗЭ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часа)

 

Вид работы

Трудоемкость, часов

1

2

Всего

Общая трудоемкость

108

 

108

Аудиторная работа:

16

16

Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа:

76

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[2]
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
Реферат (Р)

12

12

Эссе (Э)

24

24

Самостоятельное изучение разделов
Контрольная работа (К)[3]
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным  и  практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

36

36

Вид итогового контроля (зачет)

4.4 Практические занятия (семинары)

занятия

Тема

1

3

Отличие Запада от Востока: логика, метафизика, философия. Современные теоретические расхождения
Развитие социологии в Китае
Понятие и содержание модернизации в социально-политической мысли Китая
Стратификация китайского общества: средний класс и его роль в современном Китае
Место России в древних и современных стратегиях Китая
Место Китая во внешней политике России
Современное понимание границ Китая: большие приграничные районы
Пространство национальных интересов Китая

 5 Образовательные технологии

 Деловые игры, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов, лекции зарубежных профессоров.

 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

Л

ПР

Деловые игры, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов, лекции зарубежных профессоров. 32

ЛР

Итого: 326 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

 7.1 Основная литература

На русском языке

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий. М.: Аспект-пресс. 2006.

Цыганков А., Цыганков П. Российские международники-теоретики: опыт автопортрета (Результаты экспертного опроса) // «Мировая экономика и международные отношения». 2014, № 9, с. 92-102.

Цыганков П.А. Китай во внешней политике современной России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2011, № 3.

Грачиков Е.Н. Проблемы новой формирующейся идентичности Китая в мировой политике // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2013, № 1, с. 159-171.

Грачиков Е.Н. Китай как совсем «другое» Запада // «Социология». 2013, № 4, с. 146-161.

Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь мир», 2013.

Портяков В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы. М.: ИДВ РАН, 2013.

Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. ХVIII: ежегодное издание / сост., отв. ред. Е.И. Сафронов. М.: ИДВ РАН, 2013.

Фергюсон Ниал. Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира / пер. с англ. К. Бандуровского под ред. И. Кригера. М.: АСТ: CORPUS, 2014.

На английском языке

Bringing Sociology to International Relations. World Politics as Differentiation Theory. Edited by Mathias Albert, Barry Buzan and Michael Zurn. Cambridge University Press, 2013.

Non-Western International Relations Theory: Perspectives On and Beyond Asia. Edited by Amitav Acharya and Barry Buzan. Routledge. London and New York, 2010.

Kang David C. East Asia Before the West. Five centuries of trade and Tribute. Columbia University Press. New York, 2010.

Contemporary Chinese Political Thought: Debates and Perspectives. Edited by Fred Dallmayr and Zhao Tingyang. The University Press of Kentucky, 2012.

Conceptual Gaps in China-EU Relations: Global Governance, Human Rights and Strategic Partnerships. Edited by Pan Zhongqi. Palgrave Macmillan, 2012.

Yong Deng. China’s Struggle for Status. The Realignment of International Relations. Cambridge University Press, 2008.

China’s Emerging Middle Class. Beyond Economic Transformation. Edited by Cheng Li. Brookings Institution Press. Washington, 2010.

Zhao Tingyang. The “China Dream” in Question /  “Economic and Political Studies” Vol. 2, No. 1, January 2014, pp. 127-142.

International Strategic Situation and China’s National Security (2013-2014). Institute for Strategic Studies, PLA National Defense University. PLA National Defense University Press. Beijing, 2014.

 

На китайском языке

Фэй Сяотун. Сельский Китай. Пекин. 2012.

Чжао Тинян. Система «Тянься»: введение в философию мировой системы. Пекин. 2011.

Цинь Яцин. Отношения и процессы: культурные основы теории международных отношений Китая. Шанхай. 2012.

Янь Сюетун. Международная политика и Китай. Пекин. 2005.

Янь Сюетун, Ян Юань. Анализ международных отношений. Второе издание. Пекин. 2013.

Янь Шэнъи. Современная дипломатия Китая. Шанхай. 2004.

Национальные интересы Китая и их влияние. Глав. ред. Сюй Цзя. Пекин. 2006.

Международная система и дипломатия Китая. Глав. ред. Цинь Яцин. Пекин. 2009.

Взаимоотношения великих держав и дипломатия Китая. Глав. ред. Цинь Яцин. Пекин. 2011.

7.2 Дополнительная литература

Галенович Ю.М. Войны нового Китая и его дипломатическая служба. М.: Восточная книга. 2012.

Крушинский А.А. Логика древнего Китая. М.: ИДВ РАН. 2013.

Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М.: Восточная литература. 2006.

Петров И. Советско-китайские войны. Правда о Даманском. М.: Эксмо. 2009.

Старостина А.Б. Философия Лян Шумина. М.: ИДВ РАН. 2009.

Янчевецкий Д. 1900. Русские штурмуют Пекин. М.: Яуза. 2008.

 

7.3 Периодические издания

 

«Международные процессы».

«Россия в глобальной политике».

«Мировая экономика и международные отношения».

«Проблемы Дальнего Востока».

7.4 Интернет-ресурсы

http://www.china-geopolitics.ru

http://www.globalaffairs.ru

http://www.rau.su/observer/index.html

7.7 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины


[1] Не ниже уровня В2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR

[2] На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)

[3] Только для заочной формы обучения

Запись опубликована в рубрике Учебные программы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.