Китай на пути к собственному миру. Грачиков Е.Н.

 

中国走向独立的世界

            На протяжении тысячелетий Китай шел своим путем и был центром цивилизации Восточной Азии. Можно говорить о существовании в прошлом китайской системы межгосударственных отношений или китайского мирового порядка, одновременно с западной системой международных отношений. Сейчас Китай, снова став великой экономической державой, начинает форматировать в мировом пространстве международные отношения нового типа, основанного на традиционных китайских ценностях, которые включают такие составляющие как гармоничность, гуманность, ненасилие, взаиморазвитие и взаимовыгода. Китайская культура становится главным элементом  и брендом дипломатии Китая.  Китай является главным торговым партнером для боле чем 120 стран, поэтому ее отношения с внешним миром носят поистине глобальный характер. Китай, как восточноазиатская мегазвезда, волей-неволей втягивает в свою орбиту очень многие страны. Поэтому китайский путь развития не может быть просто китайским, это всегда будет совместный путь развития многих стран и в этом смысле китайский путь – это путь развития всего мира.

Когда мы говорим о китайском пути развития, надо понимать, что это не только практика, но, в первую очередь, теория. В 2010 г. на научной конференции в Тяньцзине философы со всего мира признали наличие самостоятельной китайской логики. В 2013 году российский ученый Андрей Крушинский, опираясь на древние китайские тексты и работы китайских ученых нового времени, доказал, что наряду с греческой и индийской существует автономная китайская логика.[1] Другой ученый — Лю Чжилу говорит о возрождении китайской метафизики.[2] Чжао Тинян выдвигает научную гипотезу о необходимости мировой политической философии, построенной на китайских нравственных принципах.[3] Таким образом, речь идет о существовании отличного от западного китайского восприятия мира и теоретически обоснованного китайского незападного пути развития.

В начале 21 века специалисты в области мировой политики во многих странах пришли к пониманию того, что существующие теории международных отношений (ТМО) игнорируют традиционную культуру и исторический опыт, который сложился вне Запада, в других регионах мира. В Китае, России, Индии, на Среднем Востоке идет сложный процесс переосмысления западных ТМО, с учетом реалий сегодняшнего дня вновь изучаются собственные философские представления о мире, что приводит к постепенному формированию «национальных школ» международных отношений. В первую очередь обращается внимание на необходимость включения в ТМО великих мыслителей Китая, Индии и России. В мировой научной среде ставится вопрос о том, что англо – американские, т.е. западные, представления о мире доминируют в этой области, высказывается потребность в переосмыслении всей ТМО, необходимости создания новой постзападной теории. Обновленная, или новая, ТМО должна включать основные положения конфуцианства и буддизма, как трансконтинентальных и паназиатских учений.

Китайские ученые подошли вплотную к созданию собственной теории международных отношений. На основе работ Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и последних инициатив Си Цзиньпина были выдвинуты принципы взаимоотношений Китая с внешним миром (Ли Шеньмин 李慎明), изучен опыт России (Чжан Шухуа 张树华), выдвинута концепция сухопутной силы и великой стратегии Китая (Е Цзычэн叶自成), морской силы Китая (Чжан Шипин 张世平), содержательной геополитике (Сунь Сяндун 孙相东), геоинтеграции (Ли Иху 李义虎), национальных интересах Китая (Янь Сюетун 阎学通 и Хун Бин 洪兵), общей концепции ТМО (Цинь Яцин 秦亚青). Общей философской базой этих концепций могли бы служить работы Чжао Тиняна 赵汀阳 о будущей мировой организации с собственной мировой философией и главным принципом - включенности всех: сильных и слабых, маленьких и больших стран в процесс мировых дел. Великая китайская нация и Великий Китай должны иметь собственную теорию международных отношений. Нам есть чему учиться у китайских коллег, которые сейчас находятся на самом острие мировой идеологической борьбы.

Мировая политическая реальность сегодняшнего дня подтверждает полный крах и теоретическую несостоятельность экономических и политических теорий Запада, которые он предлагал для всего мира в качестве универсальных и общемировых теорий. Инспирированные США «революции» в Тунисе и Египте, военное вторжение прозападных сил в Ливии и Сирии, экономическая блокада Ирана – это попытка США задушить стремление других культур и цивилизаций иметь право на свой взгляд на мир и собственный не западный путь развития. С 2001 года Америка ведет открытую войну против мусульманского мира, в которой она никогда не одержит победу. В этом 2014 г. война, спланированная США и подержанная Европейским союзом, идет уже внутри славянской православной цивилизации – в Украине. Фактически объединенный Запад, применяя санкции, объявил России «холодную» войну, которая в любой момент может перерости в «горячую». Сейчас западные границы России являются границами между Западом и Востоком, между западной и восточной цивилизациями. Когда мы сейчас здесь в Пекине заседаем, там далеко за тысячи километров российская армия стоит на защите западных рубежей стран Шанхайской организации сотрудничества, а китайская армия в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях защищает восточные рубежи ШОС. Россия в ходе своего развития много раз подвергалась агрессии европейских стран, но каждый раз мы праздновали победу на территории наших врагов. Последний раз это было в 1945 г. в Берлине. Не хотелось, чтобы нам пришлось вспомнить эту трудную и обильно политую кровью наших солдат дорогу. У политиков в Берлине оказалась очень короткая историческая память, но мы не страдаем такой забывчивостью. Россия никогда не позволит разрушить славянскую православную цивилизацию.

Сейчас в  мире существует только одна успешная и альтернативная западной модель развития – китайская. Став глобальной державой, Китай сразу же ощутил геополитическое и геоэкономическое давление Запада. Однако сегодня главное противостояние проходит в цивилизационной сфере, связанной с идеологией, образом жизни, формой развития  и мировозрением.  Западу не удается навязать свои псевдодемократические ценности, которым он сам присвоил имя «универсальных». Во всех странах к универсальным относят такие ценности, как: почитать отца и мать, заботиться о детях, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать и другие. Фактически это простые человеческие, семейные ценности, которые встречаются и у китайских мыслителей древности. Они действительно универсальны для всего мира. Среди этих ценностей мы никогда не встретим слов о свободе, демократии, плюрализме, мультикультурализме, гомосексуализме, лесбиянстве, однополых браках и т.д. Все это политические и этические нормы, выработанные на западном историческом опыте. Как  мы можем видеть уже сегодня, они ведут в никуда: распаду семьи и вырождению общества, отрицанию суверенитета и распаду государства, что для Европы становится нормой сегодняшнего дня, то для всего остального мира таит опасность уничтожения других культур и цивилизаций.

Почему существуют разные ценности и разные пути развития? Потому что западное и китайское общества строятся на разных организационных принципах. Очень хорошее сравнение отличия Китая от Запада приводит известный социолог Фэй Сяотун. Он использует две метафоры для образного описания двух типов обществ. Западное общество он характеризует как «организационную моделью  ассоциаций» (团体格局) и изображает в виде пучка соломин, а китайское – как «ассоциации различных типов»  (差序格局)  и представляет в виде небольших волн от брошенного в воду камня (把一块石头丢在水面上所发生的一圈圈腿出去的波纹).  Фэй Сяотун доказывает, что эти два общества строятся на абсолютно разных основаниях и, поэтому, китайское общество не может быть описано и концептуализировано в терминах «пучка» (т.е. организаций), также как западное – в терминах «волн» (т.е. в категориях социальных отношений).[4]

Начиная с 221 г. до н.э., когда образовалось единое китайское государство, и до сегодняшнего дня Китай всегда шел своим путем. На протяжении всей истории Китай боролся за единство своего государства и построение счастливого общества. Цинь Шихуан объединил княжества Центральной равнины, династии Цин расширили империю, Мао Цзэдун – освободил основную часть материкового Китая и создал современный Китай, Дэн Сяопин – завершил процесс собирания континентальных земель, вернув в лоно Родины Гонконг и Макао. Перед нынешними лидерами Китая стоит непростая задача объединения сухопутной и морской части Китая. Китайская Народная Республика в глобальном мире уверенно идет по своему историческому «Шелковому пути» к своей «Китайской мечте», успешно решая социальные и геополитические задачи. Залогом этого успеха является мудрая работа Центрального Комитета Коммунистической партии Китая во главе с Си Цзиньпином, который отчетливо слышит дыхание Истории и уверенно держит руку на пульсе мировой политики.


[1] Крушинский А.А. Логика древнего Китая. М., 2013.

[2] JeeLoo Liu. Reconstructing Chinese Metaphysics // Journal of East-West Thought. Inaugural Issue, December 2011, p. 154-157 (Part III. Fundamental Differences between Western Metaphysics and Chinese Metaphysics).

[3]天下体系:世界制度哲学导论/赵汀阳。- 南京:江苏教育出版社,2005 (Чжао Тинян. Введение в мировую организацию. Наньцзин. Образовательное издательство провинции Цзянсу).

没有世界观的世界/赵汀阳 著。-北京:中国人民大学出版社,2005 (Чжао Тинян. Мир без мирового взгляда. Пекин. Народное издательство).

[4] 乡土中国/费晓通 著。-北京:人民出版社,2008年第28页 (Фэй Сяотун. Сельский Китай. Пекин. Народное издательство. 2008).

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.