Учебный план «Геополитика Китая»

Автор:  Грачиков Е.Н., канд.полит.наук., заместитель декана социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

 

Стратегия любого государства неразрывно связана с мыслями о геополитическом превосходстве. Пассивная геостратегия прямо угрожает стратегической безопасности и стратегическому развитию страны

                                                                                                        Цзюй Хайлун

 1.      Цели и задачи освоения дисциплины

 1.1        Цели и задачи освоения дисциплины

Цели изучения дисциплины:

- формирование комплексного представления о геополитике Китая, его месте в мировой политической архитектонике 21 века, влиянии на глобальные процессы мирового развития;

- сделать знание геополитики Китая инструментом теоретического и практического анализа международной политической ситуации.

Содержание дисциплины строится исключительно на диссертационных исследованиях китайских авторов последнего десятилетия. Научную основу программы составили монографии Чжан Шипина («Морская сила Китая», 1998), Лоу Яоляна («Геополитика и стратегия национальной обороны Китая», 2002), Чжан Вэньму («Анализ интересов национальной безопасности Китая в мировой геополитике», 2004) Сун Сяндуна («Геополитика: идейно различные точки зрения», 2005), У Сяоди («Поворот в геополитике Китая», 2006), Го Юаня («Исследование геополитики Южно-Китайского моря», 2007), Сюй Циньхуа («Новая геополитика: энергоресурсы Центральной Азии и Китай», 2007),  Ли Иху («Геополитика: дихотомия и ее преодоление. Выбор Китая в геоинтеграции»,  2007), Е Цзычэна («Развитие власти Суши – возвышение и упадок Великих держав; геополитическая обстановка и геостратегический выбор мирного развития Китая», 2007), Ван Вэя («Геополитика и национальная безопасность Китая», 2009), коллективные монографии «Геополитика и дипломатия» (гл. ред. Е Цзычэн, 1998), «Введение в геополитику» (гл. ред. Шень Вэйле, 2004),  первый учебник по геополитике под редакцией Лю Цундэ («Введение в геополитику», 2010), а также статьи  журнала «Современные международные отношения» Китайской академии современных международных отношений. Многочисленные публикации в российской и западной периодике по различным проблемам геополитики Китая в большинстве своем строятся на национальных источниках и не полностью отражают  китайскую точку зрения.

 1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • знакомство с геополитическими концепциями и стратегиями Китая;
  • изучение основных тенденций геополитического развития Китая; национальных интересов  Китая в мировой политике, особенно в Восточной и Южной Азии, западной части Тихого океана и зоне Индийского океана;
  • привитие навыков анализа современной практики геополитики Китая;
  • выработка способности прогнозировать направления развития геополитики Китая;
  • выработка навыков работы с текстами научной литературы по геополитике Китая, развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации;
  • формирование умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение  международных проблем и способов их разрешения;
  • овладение приемами ведения дискуссии.

Дисциплина «Геополитика Китая» относится к профессиональному циклу вариативной части.

  2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • владение знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных геополитических концепциях Китая; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, осознавать основные мировоззренческие и методологические социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
  • способность анализировать и оценивать геополитические проблемы при решении политических и профессиональных задач (ОНК-2);
  • владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса в аспекте геополитики, места человека в процессах геополитики (ОНК-3);
  • владение классическими и современными теоретическими подходами к изучению геополитики Китая (ПК — 1);
  • владение классическими и современными геополитическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной геополитики как основой профессиональной деятельности (ПК — 2);
  • способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии геополитики для решения политически значимых международных проблем, противоречий и мировых проблемных ситуаций (ПК — 3);
  • способность разрабатывать научный аппарат теоретических исследований геополитики в целом и геополитики Китая, в частности (ПК — 5);
  • способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей политических теорий (ПК — 8) в аспекте мировой геополитики и геополитики Китая;
  • способность представлять в средствах массовой коммуникации результаты теоретических исследований в области геополитики Китая, аналитической работы по актуальным мировым проблемам, касающимся геополитики Китая, с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК — 10).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 знать:

  • основания, истоки и этапы становления геополитики Китая;
  • направление  развития геополитики КНР;
  • современные концепции и стратегии геополитики Китая;

уметь:

  • анализировать конкретные проявления и последствия геополитических действий КНР, в том числе касающихся России;
  • понимать содержание и направленность геополитики КНР в контексте  мировых политических процессов;
  • анализировать работы российских, западных и китайских ученых, посвященные  геополитике КНР;
  • анализировать место и роль России и других стран мира в геополитике Китая;

владеть:

  • навыками восприятия и анализа текстов, посвященных геополитике;
  • навыками осмысления экономической, политической и социальной информации, касающейся глобальных процессов;
  • приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения на проблемы мировой геополитики и роли Китая в глобальном мире.

  4. Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Геополитика Китая» имеет объем 3 зачетных единицы –  108 академических часов. Лекций (ЛК) – 10 часов, практических занятий (ПЗ) – 10, самостоятельная работа студентов (СРС) – 78, контролируемая самостоятельная работа (КСР) — 10. Контроль итоговый – зачет с оценкой. Дисциплина изучается в 7 семестре.

5. Структура и содержание дисциплины

 

№п/п                Тема              Семестр              Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по нед. и сем.)Форма промежут. аттест. (по сем.)
Всего ЛК ПЗ КСР СРС
  1 Основания геополитики Китая. 7 1 10 2 1 7 Эссе № 1-7, 12.
  2 Китайские концепции геополитики 7 2 11 2 1 8 Эссе № 9,10,12.
  3  Идентичность Китая в мировой политике 7 3 11 2 1 8 Эссе № 11, 13.
  4 Границы Китая в их геополит.  значении 7 4 11 2 1 8 Эссе № 14.
  5 Стратегия сухопутной и морской  силы Китая 7 5 11 2 1 8 Эссе № 8, 15, 17.
  6 Национальные интересы Китая 7 6 11   2 1 8 Эссе № 16
  7 Национальная безопасность Китая 7 7 11   2 1 8 Эссе № 18
  8 Международное влияние: проекция силы и контроль прост-ва 7 8 11   2 1 8 Эссе № 16, 20, 29, 30, 31.
  9 США -  главный геополит. соперник и основной геополит. партнер Китая в 21 веке 7 9 11   2 1 8 Эссе № 17, 19, 21-24.
10 Роль России в глобальной геополитике Китая 7 10 11   2 1 8 Эссе № 25-28.
Итого 108 10 10 1 5.2. Содержание учебной дисциплины

5.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

 Тема 1. Основания геополитики Китая.

Центральная равнина: зарождение китайской цивилизации и оснований ее геополитики. Влияние закрытого характера географической обстановки («детерминизм ландщафта и почвы», Лю Цундэ) и благоприятной водной среды («гидрографический детеренизм») на появление «гидравлического»  общества, «деспотического» государства (К.А. Виттфогель), «патриманиальной бюрократии» (М.Вебер) и формирование сельскохозяйственной цивилизации.  Воздействие географических факторов на выработку древних геополитических представлений, которые привели к упадку Китая (Шень Вэйле).Эпоха «Весны-Осени» и «Воюющих царств». Китайские философско-этические школы, стратагемы и стратегии. Су Цин и Чжан И – геополитики-практики древнего Китая (стратегия «цзунхэн»).

Вэй Юань и его труд «Хайго тучжи (Описание морских держав с картами)».  Стратегия Вэй Юаня в войне против агрессии западных стран («усмирить варваров, познать варваров, учиться у варваров»).

Ху Хуаньюн («География и оборона», 1942, «Оборонная география»,1938), Хэн Ян, Се Бинь («Национальная оборона и дипломатия», 1925) – первые попытки осмысления влияния географических факторов на внешнюю политику и дипломатию Китая.

Тема 2. Китайские концепции геополитики.

Концепция Мао Цзэдуна о промежуточных зонах и «трех мирах».

Стратегический курс «придерживаться одной стороны» – «и бянь дао»: СССР во внешней политике КНР (50-е годы 20 столетия).

Внешнеполитический курс «один фронт» – «и тяо сян»: США во внешней политике КНР (70-е годы 20 столетия).

Стратегия «привлечь к себе» – «цин цзинь лай»:  80-90 годы 20 столетия.

Дипломатия «партнерских отношений» – «хобань вайцзяо», Жуань Цзунцзэ: 1996 – 2006 (1996 г.: с Россией – «партнерских отношений стратегического сотрудничества; 1997г.: с США – «конструктивных стратегических партнерских отношений»; 2003 г.: с ЕС – отношений «всестороннего стратегического партнерства»; 2006 г.: с Германией – «партнерских отношений глобальной ответственности»).

Стратегия «выхода за рубеж» – «цзоу чу цюй»: 21 век.

Тема 3. Международная идентичность Китая.

Ролевая и коллективная идентичность Китая. Формирование идентичности Китая в мировой политике. Социальная стратификация и формирование основ новой идентичности. «Четыре сущности» (Юань Пэн) Китая в международной системе.

Вызовы международной идентичности Китая. Цивилизационные характеристики  современной геополитической борьбы между Китаем и Западом. Проблема отторжения китайской идентичности Западом (Сун Лилэй, Ван Ивэй).

Тема 4.  Границы Китая в их геополитическом значении.

История формирования границ Китая – проблема контроля пространства: китайцы и варвары («хуаигуань»), система «служения» императору («фушигуань»), родоплеменные и династийные отношения, вассальная зависимость.  Возникновение  приграничных районов («чжоубянь»).

Характеристика сухопутных геополитических границ Китая. Изменения государственной границы Китая за счет России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии.

Характеристика морской геополитической границы Китая. Борьба за прибрежные моря.

Национальная безопасность Китая и расширение геополитических границ страны (с 14 приграничных до 29 государств «больших приграничных районов»).

Тема 5. Стратегии сухопутной и морской силы Китая.

Теория Е Цзычэна о власти Суши. Три периода развития власти Суши. Новая концепция о пяти основаниях современной третьей власти Суши Китая. Стратегия «умиротворить Запад, опереться на Север, бороться за Восток и Юг». Три геополитические линии  Китая: северо-западная (внутриконтинентальная), юго-западная и восток-юг (морская).

Теория Чжан Шипина о морской силе Китая. Стратегия «на юг, через моря, в глобальный мир». Морские вызовы Китаю в 21 веке. Южно-Китайское море: проблема разграничения акватории и самих островов Наньша (Спратли) между Китаем и пятью прибрежными странами. Восточно-Китайское море: спор с Японией о судьбе островов Дяоюйдао. Желтое море: спорные морские районы с КНДР (75 тыс.кв.км.) и Республикой Кореей (120 тыс.кв.км.).  Течения сторонников морской силы Китая: ученые – «ястребы», новые мыслители – «соглашатели», «непоколебимые» разгневанные молодые.

Формирование официальной морской доктрины Китая.

   6. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Геополитика Китая» должно включать в себя следующие элементы E-learning – обучения, построенного с использованием информационных и телекоммуникационных технологий:

  • обеспечение студентов полной электронной версией программы учебной дисциплины «геополитика Китая»;
  •  учебные материалы, в том числе тезисы лекций предоставляются студентам на веб — странице преподавателя;
  • проведение регулярных (по расписанию) интернет – консультаций;
  • подготовка студентами всех самостоятельных заданий в электронном варианте и направление их непосредственно на e-mail преподавателя;
  • использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, круглые столы; демонстрация документальных фильмов с последующим обсуждением их содержания;
  • формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством проведения ситуационных игр и учебных исследований в целях подготовки аналитических материалов по проблемам геополитики Китая.

7. Учебно-методическое обеспечение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов с оценочными средствами для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.1. Тематика практических занятий

1. Национальные интересы Китая

Вопросы для обсуждения:

  1. Две точки зрения на национальные интересы: национальные и классовые интересы; «законная идентичность национальных интересов» за пределами собственной страны  (Сюй Цзя).
  2. Факторы, непосредственно влияющие на формирование государственных интересов (Хун Бин).
  3. Основные свойства государственных интересов. Интересы выживания и развития (Хун Бин).
  4. Иерархия национальных интересов Китая. Интересы подъема или развития.  Расширение сферы национальных интересов Китая. Усиление военной мощи Китая (Янь Сюэтун).

Задания для самостоятельной работы (готовятся в электронном виде)

  1. Составить таблицу иерархии национальных интересов Китая.
  2. Подготовить сравнительную карту-схему географических границ распространения национальных интересов КНР в 20 и 21 веках.
  3. Перечислить географические районы мирового пространства, где могут столкнуться национальные интересы России и Китая. Обосновать в какой сфере может произойти столкновение и уровень этой конфликтности.
  4. Перечислить страны, с которыми сейчас соприкоснулись национальные интересы Китая, в какой области и насколько это чревато возникновением конфликта, в т.ч. вооруженного.

Основная литература: 6, 9, 10, 14, 19

                  Дополнительная литература: 1, 8, 17

Занятие проводится методом ситуационного семинара. Предварительно студенты готовят самостоятельную работу по указанным выше темам, которую озвучивают в ходе дискуссии.  На семинаре часть студентов представляют, обосновывают и «отстаивают» национальные интересы Китая, другая часть – выражает интересы мирового сообщества или другой стороны – участницы конфликта. Идет живая дискуссия по реальной ситуации в различных регионах мира (например, вокруг островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, остовов Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море и т.д.).

На занятии демонстрируется карта, отражающая направления движения национальных интересов Китая и позицию Китая по спорным, главным образом, морским проблемам.

2.        Национальная безопасность Китая

        Вопросы для обсуждения:

  1. Внешние и внутренние факторы национальной безопасности Китая.
  2. Внешние аспекты национальной безопасности: западная часть Тихого океана, Индийский океан.
  3. Внутренние аспекты национальной безопасности: демографическая, энергетическая, этническая.

Задания для самостоятельной работы (готовятся в электронном виде)

  1. Подготовить список иерархии проблем национальной безопасности Китая в 21 веке.
  2. Составить список стран, представляющих наибольшую угрозу национальной безопасности Китая. Обосновать свою позицию.
  3. Подготовить тезисы доклада на тему: «Военные проблемы национальной безопасности Китая».
  4. Составить план выступления на тему: «Пространственные пределы национальной безопасности Китая».

Основная литература: 7, 14, 16, 21, 25, 27, 28, 31

Дополнительная литература: 11

Занятие проводится методом семинара-диспута. Студенты обеспечиваются электронными материалами через сайт автора учебной программы.

На занятии демонстрируются схемы и таблицы, отражающие содержание проблем национальной безопасности Китая.

3. Международное влияние Китая: проекция силы и контроль пространства

Вопросы для обсуждения:

  1. Сила и влияние древнего Китая: формы контроля пространства.
  2. Проекция силы и контроль пространства современного Китая.

Задания для самостоятельной работы (готовятся в электронном формате)

  1. Подготовить краткую историческую справку о формах взаимоотношений Китая с пограничными странами.
  2. Составить таблицу форм усиления влияния Китая в мировой политике.
  3. Перечислить действия Китая в 2012 году по проблеме принадлежности островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
  4. На основе данных ООН, МВФ, ВБ, МВФ, ВТО, ОЭСР составить сводную статистическую таблицу (по годам: 2000г., 2005г., 2011г.) о росте места Китая в мировом ВВП, мировой торговле, промышленном производстве, предоставлении кредитов, экспорте трудовых ресурсов.
  5. Составить список стран (и объектов) в зоне Аравийского моря, Бенгальского залива,  Андаманского моря, где Китай строит морскую инфраструктуру.
  6. Подготовить аналитическую справку (на основе интернет — ресурсов) о возможностях ВМС КНР по проведению длительных военных операций в мировом океане.
  7. Провести анализ статьи Li Jinming “South China Sea: Disputes and Great Powers” (“Contemporary International Relations”, Vol. 21 No. 4, Jul./Aug. 2011, pp. 69-93).

            Основная литература: 6, 7 , 8-10, 20-27

            Дополнительная литература: 16, 21, 22

Занятие проводится методом семинара-диспута. Студенты обеспечиваются необходимыми материалами через сайт автора учебной программы.

На занятии демонстрируются таблицы, отражающие современные формы контроля геополитического пространства Китая.

4. США -  главный геополитический соперник и основной геополитический партнер Китая в 21 веке

Вопросы для обсуждения:

1.  Степень экономической взаимозависимости между двумя странами и ее влияние на свободу принятия геополитических решений КНР.

2. Смещение центра американской политики в Азию, как негативный фактор геополитического развития Китая.

3.  Проблемы военного противостояния США и Китая.

4.  Антикитайская направленность экономических союзов США в АТР.

Задания для самостоятельной работы (готовятся в электронном виде)

  1. На основе статистических данных обосновать области и степень взаимозависимости США и КНР.
  2. Составить сравнительную таблицу ВМС КНР и США в  западной части Тихого океана (в основном, в прибрежных морях Китая).
  3. Подготовить перечень главных противоречий между Китаем и США.
  4. Подготовить карту – схему мирового пространтства, где наиболее остро сталкиваются национальные интересы КНР и США.
  5. Обосновать или опровергнуть тезис о том, что внешнеполитические ресурсы КНР весьма ограничены для непосредственного противостояния США.
  6. Провести анализ статей Niu Xinchun “Eight Myths about Sino-U.S. Relations” и Wang Honggang “Cooperative Partnership between the U.S. and China” (“Contemporary International Relations”, Vol.21 No. 4, Jun./Aug. 2011, pp.1-30).

Основная литература: 3, 5, 7, 19, 27.

Дополнительная литература: 1-3, 16, 17

Занятие проводится методом семинара-диспута. Студенты обеспечиваются необходимыми материалами через сайт автора учебной программы.

На занятии демонстрируются карты, схемы, таблицы, отражающие содержание указанной темы..

5. Роль России в глобальной геополитике Китая

Вопросы для обсуждения:

1.Современная оценка китайскими учеными геополитического ущерба, нанесенного царской Россией Китаю.

2. Место России в геополитике Китая — одного из центров мировой политики.

3. Позиция России в отношении глобальных амбиций Китая.

4. Готовность Китая осваивать геополитическую пустошь России  (Сибирь и Дальний Восток).

5. Степень вероятности столкновения национальных интересов России и Китая в Центральной Азии, Южно-Китайском море, Индийском океане.

Задания для самостоятельной работы (в электронном формате)

  1. Подготовить схему пересечения национальных интересов Китая и России.
  2. Составить список национальных интересов Китая и России в Центральной Азии, зоне Южно-Китайского моря, Индийского океана.
  3. Обосновать целесообразность российского экспорта в Китай современных военных технологий в  условиях сохранения эмбарго на экспорт оружия в КНР со стороны западных стран.
  4. Обосновать целесообразность проведения совместных военных маневров вооруженных сил Китая и России.

Основная литература: 3, 5, 7, 19, 27.

Дополнительная литература: 4, 5, 7, 9, 14-17, 24.

Занятие проводится методом семинара-диспута. Студенты обеспечиваются необходимыми материалами через сайт автора учебной программы.

На занятии демонстрируются карты, схемы, таблицы, отражающие содержание геополитики    Китая.

7.2. Тематика эссе

  1. Географические основы геополитики Китая (детерминизм ландшафта и климата; горы и моря, как естественные преграды распространения китайской культуры и проникновения иноземного влияния; замкнутость природной среды и проблема исключительности китайской нации).

2.Представления о Суше древних китайцев и их влияние на формирование первых оснований геополитики Китая (земля в жизни китайцев, культ земли, сельскохозяйственная цивилизация, оседлый образ жизни,  угрозы с севера Суши).

  1. Представления о Море древних китайцев и их влияние на формирование первых оснований геополитики Китая (море, как великая защитница; море, как угроза; запрет на выход в море; недооценка значения Моря; семь походов Чжэн Хэ с 1405 по 1433 годы – демонстрация «флага» Китая в мировом океане).
  2. Влияние конфуцианства на формирование геополитических оснований Китая.
  3. Значение эпохи «Весны-Осени» и «Воюющих царств» в формировании геополитических взглядов Китая.
  4. Дипломатия «Хэцзун» Су Цина и дипломатия «Ляньхэн» Чжан И (школа Гуй Гуцзы).
  5. Стратегия «Цзунхэн» и ее влияние на объединение раздробленных княжеств в единую китайскую империю.
  6. Первые геополитики-практики древнего Китая  – Су Цин и Чжан И.
  7. Школа Гуй Гуцзы и ее ученики.
  8. Чжэн Хэ (1371 — 1433) – первый практик морской силы Китая.
  9. Жизнь и деятельность Вэй Юаня (1794 — 1857).
  10. Влияние «Хайго тучжи (Описание морских держав с картами)» на формирование геополитических взглядов китайцев.
  11. «Опиумные» войны – первый этап цивилизационного столкновения Китая и Запада.
  12. Тридцать шесть стратагем – древнее основание современной геополитики Китая.
  13. Цивилизационное столкновение Китая и Запада в 21 веке.
  14. Пространственное  развитие национальных интересов Китая.
  15. Геополитические границы Китая: проблема расширения пространства.
  16. Морская геостратегия Китая в 21 веке.
  17. Тенденции геополитики Китая в Юго-Восточной Азии.
  18. Потенциальные зоны столкновения национальных интересов России и Китая, пути их преодоления.
  19. Проблема баланса «мягкой» и «жесткой» силы в геополитике Китая.
  20. Геополитические риски России в торговле оружием в Юго-Восточной Азии.
  21. Влияние взаимозависимости Китая и США на реальную геополитику Китая.
  22. Север Суши (кочевники, царская Россия, СССР, Россия) — постоянная угроза китайской цивилизации. Россия – страна, которая нанесла самый значительный «геополитический ущерб» (Шэнь Вэйле) Китаю: проблема пространства в российско-китайских отношениях.
  23.  Значение окончания демаркационных работ на российско-китайской границе (14 октября 2008 год) на « завершение 300 летнего геополитического противостояния России и Китая» (Е Цзычэн, Лю Цундэ).
  24. Стратегические смыслы российско-китайских отношений.
  25. Россия – «задний двор» (Е Цзычэн) китайской геополитики.
  26. Перспектива глобального партнерства в евразийском формате.
  27.  Значение для КНР Европейского союза как торгового партнера.
  28.  Европа: неприятие новой международной идентичности Китая (рубеж цивилизационного противостояния Китай — Запад).
  29.  Европа как периферия глобальной геополитики Китая.
  30. США – КНР: проблема контроля мирового пространства.
  31. Южно-Китайское море: соперничество КНР и США за влияние в регионе.
  32. КНР-США: влияние экономической взаимозависимости и военно-политического противостояния на глобальную стабильность.

7.3. Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить план выступления о значении Центральной равнины в истории геополитики Китая.
  2. Составить таблицу географических условий Центральной равнины, которые могли влиять на формирование оснований геополитики Китая.
  3. Подготовить конспект работы К.А.Витфогеля «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти».
  4. Подготовить конспект раздела «Конфуцианство и даосизм» работы Макса Вебера  «Хозяйственная этика мировых религий».
  5. Написать тезисы выступления о влиянии древних мировоззрений «Китай – это центр», «важность Суши и малоценность Моря» на поражение Китая в первой «опиумной» войне.
  6. Составить таблицу системы международных отношений в Восточной Азии, центром которой был  Китай (до «опиумных» войн).
  7. Составить схему о месте военного фактора в российско-китайских отношениях в конце 19-начале 20 вв.
  8. Подготовить тезисы доклада «Геополитическое значение для России Китайско-Восточной железной дороги в начале 20 века и ее негативная оценка китайскими авторами».
  9. Подготовить сравнительную таблицу положений о евразийстве в работах Дугина А.Г. и Е Цзычэна.
  10. Составить схему места России в глобальном противостоянии США и КНР.
  11. Составить перспективный план развития Шанхайской организации сотрудничества.
  12. Составить список геополитических интересов КНР и России в Южно-Китайском море.
  13. Подготовить карту-схему «Индийский океан в геополитике Китая».
  14. Составить схему места Арктики и Антарктики в геополитических интересах Китая.
  15. Написать список форм «мягкой» и «жесткой» силы Китая.
  16. Составить модель геополитического развития Китая в 21 веке.
  17. Подготовить модель последствий цивилизационного противостояния Китая и Запада в 21 веке.
  18. Доказать тезис: Китай — глобальная держава и центр мировой геополитики.
  19. Опровергнуть тезис: КНР и США – два «регулятора» международных отношений.
  20. Расшифруйте фразу «всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие».
  21. Подготовить таблицу внешних и внутренних проблем национальной безопасности Китая.
  22. Подготовить обзор научной литературы на английском (немецком, французском) языке по геополитике Китая за 2012 год.
  23. Сделать анализ статьи известного китайского американиста Фу Мэнцзы «Международное влияние Китая», опубликованное в англоязычной версии журнала «Современные международные отношения» (Fu Mengzi “China s International Influence” in “Contemporary International Relations” Vol. 21 No. 2, Mar./Apr. 2011, pp. 4-19).

8. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература:

                                                           на китайском языке:

  1. Вэй Юань. “Описание морских держав с картами”. Комментарии Ли Цзюйлань.  Изд. Чжунчжоу гуцзи. Чжэнчжоу. 1999. (Haiguo tuzhi/Wei Yuan zhu. Li Julan pianzhu. Zhongzhou guji chubanshe. Zhengzhou.1999).
  2. Взаимоотношения великих держав и дипломатия Китая. Гл. ред. Цинь Яцинь. Изд. Шицзе чжиши. Пекин. 2011 (Daguo guanxi yu Zhonggo waijiao/Qin Yaqin zhubian. – Beijing: Shijie zhishi chubanshe, 2011).
  3. Го Юань. Исследование геополитики Южно-Китайского моря.  Изд. Хэйлунцзянского университета. Харбин. 2007. (Nanhai diyuan zhengzhi yanjiu/Guo Yuan zhu. – Haerbing: Heilongjiang daxue chubanshe, 2007).
  4. Е Цзычэн (гл.ред.). Геополитика и дипломатия Китая. Пекинское изд. Пекин. 1998. (Diyuanzhenzhi yu Zhongguo waijiao/Ye Zicheng zhubian.- Beijing chubanshe.1998)
  5. Ли Бинянь.  Стратагемы и новая революция в военном деле. Изд. НОАК. Пекин. 2004. (Da moulue yu xin junshi biange/Li Bingyan zhu. – Beijing: Jiefangjun chubanshe, 2004).
  6. Ли Шэнминь. Международная стратегия Китая в глобальном контексте. Изд. Женьминь. Пекин. 2011. (Quanqiuhua beijingxiade Zhongguo guoji zhanlue/Li Sengmin zhu. – Beijing: Renmin chubanshe, 2011).
  7. Лоу Яолян. Геополитика и оборонная стратегия Китая. Тяньцзиньское народное издательство. Г.Тяньцзинь 2002 (Diyuan zhengzhi yu Zhongguo guofang zhanlue/Lou Yaoliang zhu. – Tianjin: Tanjin renmin chubanshe. 2002).
  8. Лю Чжунминь. Мировая морская политика и стратегия морского развития Китая. Изд. «Шиши». Пекин, 2009. (Shijie haiyang zhengzhi yu Zhongguo haiyang fazhanzhanlue/Liu Zhongmin. – Beijing: Shishi chubanshe. 2009).
  9. Лу Цзюньюань. Геополитика в Арктике и ответ Китая. Изд. Шиши. Пекин. 2010. (Beiji diyuanzhengzhi yu Zhongguo yingdui/Lu Junyuan zhu. – Beijing: Shishi chubanshe, 2010).
  10. Международная ситуация в ближайшие 10 лет и национальная безопасность Китая. Гл. ред. Ба Чжунянь. Изд. Шиши. Пекин. 2011. (Weilai shi nian guoji huangjing yu Zhongguo guojia anquan/Ba Zhongyan zhubian. – Beijing: Shishi chubanshe, 2011).
  11. Международная система и дипломатия Китая. Цинь Яцинь и др. Изд. Шицзе чжиши. Пекин. 2009. (Guoji tixi yu Zhongguo waijiao/Qin Yaqin deng zgu. – Beijing: Shijie zhishi chubanshe, 2009).
  12. Национальные интересы Китая и их влияние. Гл. ред. Сюй Цзя. Изд. «Шиши». Пекин. 2006. (Zhongguo guojia liyi yu yingxiang/Xu Jia zhubian/ — Beijing: Shishi chubanshe, 2006).
  13. Ни Лэсюн. Цивилизационный поворот и морская сила Китая. Историческая необходимость идти от силы Суши к силе Моря. Изд. Синьхуа. Пекин.  2010. (Wenminde zhuanxin yu Zhongguo haiquan. Cong luquan zou xiang haiquande lishibiran/Ni Lexiong. – Beijing: Xinhua chubanshe, 2010).
  14. Обзор стратегии и безопасности. 2010/2011. Китайская академия современных международных отношений. Изд. Шиши. Пекин. 2011. (Guoji zhanlue yu anquan xinshi pinggu. 2010/2011. Zhongguo xiangdai guoji guanxi yanjiuyuan.- Beijing: Shishi chubanshe, 2011).
  15. Се Бинь. Проблемы перемещения (населения) и освоения приграничных районов  в военное время. Изд. Центр. книж. управл. Чунцин. 1939 г. (Zhanshi yi ken bianjian wenti/ Xie Bin zhu.- Chongqin: Zhengzhong shuju. 1939).
  16. Се Бинь. Национальная оборона и дипломатия. Изд. Книжного управления Китая. г.Шанхай. 1925.(Guofang yu waijiao/Xie Bin zhu.- Shanghai: Zhonghua shuju yinshua.1925).
  17. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Пекин. Изд. Жэньминь. 2011 (Sun Zhongshan xuanji/Sun Zhongshan zhu. – Beijing: Renmin chubanshe, 2011).
  18. Статистический ежегодник Китая. 2011. Изд. Статистика Китая. 2012. (Zhongguo tongji nianjian. 2011. – Beijing: Zhongguo tongji chubanshe. 2012).
  19. Тридцать шесть стратагем. Коммент. Ли Минянь. Изд. Хуаншань. Хэфэй. 2002 (Sanshiliu ji/Li Mingyan yizhu. – Hefei: Huangshan shushe, 2002).
  20. Ху Хуаньюн. Оборонная  география. Изд. Политотдела военного комитета Национального правительства. 1938 г. (Guofang  dili/ Hu Huanyong zhu.- Guomin zhengfu junshi weiyuanhui zhengzhibu bianyin. 1938).
  21. Ху Хуаньюн. География и национальная оборона. Изд. Центр. книж. упр. 1941 г. (Dili yu guofang/ Hu Huanyong zhu.- Zhengzhong shuju. 1941).
  22. Хун Бин. Государственные интересы. Изд. воен. науки. Пекин. 1999. (Guojia liyilun/Hong Bing zhu. – Beijing: Junshi kexue chubanshe, 1999).
  23. Шэнь Вэйле (гл. ред.). Введение в геополитику. Изд. Университета национальной обороны. Пекин. 2004. (Diyuan zhengzhixue gailun/Shen Weilie zhubian. – Beijing: Guofang daxue chubanshe, 2004).
  24. Полная история морских границ Китая. Ред. Чжан Вэй, Фан Кунь. (Серия «Полная история границ Китая» в 8 томах. Гл. ред. Ма Дачжэн). Изд. Чжунчжоу гуцзи.г.Чжэнчжоу.2003(Zhongguo bianjiang jinglueshi ceshu. Ma Dazheng zhubian. Zhongguo haijiang tongshi.  – Zhengzhou: Zhongzhou guji chubanshe. 2003).
  25. Теория и практика строительства национальной обороны и вооруженных сил со времени образования нового Китая / Чжу Чэнху, Чжан Инин, Сунь Кэцзя. Изд. Шиши. Пекин. 2012 (XinZhongguo chengli yilai guofang he jundui jianshe lilun yu shixian/Zhu Chenghu, Zhang Yining, Sun Kejia zhu. – Beijing: Shishi chubanshe, 2012).
  26. Цзюй Хайлун. Стратегия морской силы Китая. Изд. «Шиши». Пекин, 2009 (Zhongguo haiquan zhanlue/Ju Hailong zhu. – Beijing: Shishi chubanshe, 2009).
  27. Цинь Яцинь и др. Международная система и дипломатия Китая. Изд. Шицзе чжиши. Пекин. 2009. (Guoji tixi yu Zhongguo waijiao/Qin Yaqin deng zhu/ — Beijing: Shijie zhishi chubanshe, 2009).
  28. Чжан Шипин. Морская сила Китая. Изд. «Женьминь жибао». Пекин. 2009 (Zhongguo haiquan/Zang Shiping zhu. – Beijing: Renmin ribao chubanshe, 2009).
  29. Чжан Чжижун. Внешние связи Китая. Геополитика и добрососедская дипломатия. Изд. «Личжи». Пекин. 2008. (Zhongguo duiwai guanxi xinlun: diyuan zhengzhi yu mulin waijiao yanjiu/Zhang Zhirong zhu/ — Beijing: Lizhi chubanshe, 2008).
  30. Чжан Яогуан. Морская политическая география Китая: морская геополитика и эволюция географического пространства морских рубежей. Издательство «Наука». Пекин. 2003 (Zhongguo haiyang zhengzhi dilixue – haiyangdiyuanzhengzhi yu haijiang dili gejude shikong yanbian/Zhang Yaoguang zhu. – Beijing: Kexue chubanshe, 2003).
  31. Чжу Чэнху, Чжан Инин, Сунь Кэцзя, Цай Женьчжао. Теория и практика строительства национальной обороны и вооруженных сил со времени образования нового Китая.Изд. Шиши. Пекин. 2012. (XinZhongguo chengli yilai guofang he jundui jianshe ilun yu shixian/Zhu Chenghu deng zhu. – Beijing: Shishi chubanshe, 2012).
  32. Ян Гунсу. Чжан Чжижун. Теория и практика современной дипломатии Китая. Изд. Пекинского университета. Пекин. 2009. (Dangdai Zhongguo waijiao lilun yu shixian/Yan Gongsu Zhang Zhirong zhu. – Beijing: Beijing daxue chubanshe, 2009). 

                                                             на английском языке:

  1.  Bobo Lo, Axis of Convenienc: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. Brookings Institution Press, 2008.

 Дополнительная литература:

  1. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.,2004.
  2. Дугин А.Г. Геополитика: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011.
  3. Переслегин С.Б. Новые карты будущего или Анти-Рэнд.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА,СПб: Terra Fantastica, 2009.
  4. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: Историческая динамика политических взаимовлияний. – М.: «Муравей», 2004.
  5. Галенович Ю.М. Россия – Китай: шесть договоров. – М.: Муравей, 2003.
  6. Ганшин Г.А.,Ушаков И.В. Китай: экономико-географический очерк. М.: Мысль, 2004.
  7. Границы Китая: история формирования/Под общ. ред. В.С.Мясникова и Е.Д.Степанова. М.: Памятники исторической мысли, 2001.
  8. Документы 17 Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Изд. лит. на иностр. яз. Пекин. 2007.
  9. Жуков Ю.Н. Сталин: арктический щит. – М.: ВАГРИУС, 2008.
  10. Искусство управления / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В.Малявина.-М.: «Изд. Астрель»: «Изд. АСТ», 2003.
  11. Каменнов П.Б. КНР: военная политика на рубеже веков. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008
  12. Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступит. ст. и коммент. В.В.Малявина.- М.: ООО «Издательство: ООО «Изд. АСТ», 2004.
  13. Леонард Марк. О чем думают в Китае? / пер. с англ. И.В.Кузнецова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
  14. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития / Кузык Б.Н.,Титаренко М.Л. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  15.  Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. – М.: ИД «Форум»,2009.
  16.  Менгес Константин. Китай: нарастающая угроза / Пер. с англ. Булычева А.Г.; предисл.  к  русск. изд. Цыгичко В.Н.-М.: Издательство Независимая Газета, 2006.
  17.  Наварро Питер. Грядущие войны Китая. Поле битвы и цена победы / пер. с англ. и науч. ред. А.В.Козуляева. М.: Вершина, 2007.
  18. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая. 1894 – 1914. М.: Изд. «Наука». 1980.19.  Пиков Г.Г. Из истории исторической науки: Карл Август Виттфогель (1896-1988). Интернет-ресурс: www.sati.arhaeology.nsc.ru
  19.   Попов И.М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
  20.   Свешников А.А. Внешнеполитические концепции КНР и концептуальные представления китайских специалистов-международников (Инф. бюлл. № 1). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 1999.
  21.  Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. — СПб.: КАРО, 2011.
  22.   Степанов Е.Д. Экспансия Китая на море. – М.: Международные отношения, 1980.
  23.   Харро фон Зенгер. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2 томах. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  24.   Янчевецкий Д.Г. 1900. Русские штурмуют Пекин. – М.: Яуза; Эксмо, 2008

Китайские интернет-ресурсы на русском языке:

http://russian.cri.cn/news.html

http://www.russian.xinhuanet.com/

http://russian.xjts.cn/china.node_5273.htm

http://russian.people.com.cn/31521/index/html

 Китайские интернет-ресурсы на английском языке:

http://www.stats.gov.cn/english/pressreleas

http://www.hktdc.com

http://www.data.worldbank.org/country/china

Российские интернет-ресурсы:

http://www.infoshos.ru

Материально-техническое обеспечение

Учебно-вспомогательные средства:

- аудитория для проведения дискуссий;

- средства для демонстрации видеофильмов.

9. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины

9.1. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Определение термина «геополитика» китайскими учеными.
  2. Географические условия формирования геополитических взглядов Китая.
  3. Представления китайцев о Суше и их влияние на формирование геополитических стратегий.
  4. Представления китайцев о Море и их влияние на формирование геополитических стратегий.
  5. Древние геополитические взгляды, которые повлияли на упадок Китая.
  6. Основания геополитики Китая.
  7. Что значит для геополитики Китая эпоха «Весны-Осени» и «Воюющих царств».
  8. Характеристика стратегии «Цзунхэн».
  9. Роль Су Цина и Чжан И в объединении Китая.
  10. Вэй Юань и его труд «Описание морских держав с картами».
  11. Этапы распространение геополитических знаний в Китае.
  12. Е Цзычэн и его взгляды на сухопутную силу Китая.
  13. Чжан Шипин и его взгляды на морскую силу Китая.
  14. Сухопутная стратегия Китая в трудах китайских ученых.
  15. Морская геостратегия Китая в трудах китайских ученых.
  16. Геополитические границы Китая.
  17. Эволюция содержания понятия «приграничные районы» Китая.
  18. Иерархия национальных интересов Китая в 21 веке.
  19. Россия в геополитике Китая.
  20. США в геополитике Китая.
  21. ЕС  в геополитике Китая.
  22. Идентичность Китая в мировой политике в 21 веке..
  23. Этапы формирования идентичности Китая в мировой политике
  24. Взгляды Китая на современное мироустройство.
  25. Геополитические вызовы Китаю в 21 веке.
  26. Форма общественного сознания, как новая сфера геополитической борьбы Китая и Запада в  первой половине 21 века.
  27. Влияние американской школы теории международных отношений на формирование негативного образа Китая в мире.
  28. Геополитические параметры Китая и их влияние на выработку современных стратегий КНР.
  29. Стратегия «привлечь к себе».
  30. Стратегия «выхода за рубеж».
  31. Стратегический курс «придерживаться одной стороны».
  32.  Внешнеполитический курс «один фронт».
  33. Дипломатия «партнерских отношений».
  34. Место России в глобальном противостоянии Китая и США в 21 веке.
  35. Эволюция форм контроля пространства Китаем.
  36. Борьба Китая за пространственный контроль прибрежных морей в 21 веке.
  37. Южно-Китайское море в геополитике Китая.
  38. Место о-ов Дяоюйдао в стратегии национальной безопасности Китая
  39. Индийский океан в геополитике Китая.
  40. Арктика и Антарктика в геополитике Китая.
  41. От борьбы с американским империализмом и гегемонизмом до установления стратегических отношений: смена идеологических парадигм.
  42. Две сверхдержавы: от несостоявшейся «двойки» (G2) до формирующейся системы «двух регуляторов» мировой системы: проблема контроля мирового пространства.
  43.  Степень экономической взаимозависимости КНР и США и ее влияние на свободу принятия геополитических решений КНР.
  44. Смещение центра американской политики в Азию, как негативный фактор геополитического развития Китая.

 Критерии оценки подготовки студента по дисциплине

«Отлично» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на поставленный вопрос, ориентируется в различных теоретических подходах к проблеме, выявляет связь с будущей профессиональной деятельностью.

«Хорошо» ставится, если студент демонстрирует неполное знание ответов на поставленные вопросы, но при этом ориентируется в основном содержании дисциплинарного курса и может логично ответить на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует частичное знание дисциплинарного курса и может ответить при условии уточняющих и направляющих вопросов преподавателя.

«Неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса и демонстрирует полное отсутствие знаний по изучаемому предмету.

Отзывы.

Кочетков В.В., доктор социологических наук. Актуальный и интересный план. При разработке показаны глубокие знания предмета. С учетом требований нового стандарта предусмотрено использование современных образовательных информационных технологий, а также сайта автора. Учебный план основан на оригинальной научной литературе на иностранных языках.

Запись опубликована в рубрике Учебные программы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.